Пункт коррекционно-педагогической помощи

График работы учителя-дефектолога

Бушмановой Ольги Васильевны

ГУО «Средняя школа №8 г. Бреста имени Героя Беларуси В.Н. Карвата»

 

Дни недели Время работы

Перерыв для отдыха и

питания

понедельник 12.00 – 16.20 13.45 – 14.05
вторник 12.00 – 16.20 13.50 – 14.10
среда 12.00 – 16.20 13.50 – 14.10
четверг 12.00 – 16.20 13.45 – 14.05
пятница 12.00 – 16.20 13.50 – 14.10

Консультация для учителей

Школьные трудности

Плохо читает... С ошибками пишет...

О дисграфии и дислексии у детей

           Среди первоклассников, лишь приступающих к овладению азами грамотности, встречаются дети,   обучение которых идет не так гладко, как хотелось бы. Правда, поначалу это не слишком бросается в   глаза. Просто ребенок чуть хуже других запоминает буквы, не так четко различает звуки при чтении,   переставляет и заменяет слоги в словах. В то же время ребенок остается веселым, активным, его   умственное развитие соответствует возрасту. Однако постепенно его отставание от других становится   заметным: другие дети читают и пишут всё быстрее и лучше, а он не может применить старательно   заученные правила, читает с трудом, очень медленно, по слогам и часто не понимает прочитанного,   пишет постоянно с ошибками и не видит их, когда проверяет написанное. Это вызывает непонимание и   раздражение родителей и учителей, ребенка начинают стыдить, обвиняют в лени. Мало-помалу у   малыша развивается ощущение собственной неполноценности. Чтобы избавиться от этого ощущения,   он старается поменьше думать об учебе, начинает уделять ей все меньше внимания — все равно ведь у   него ничего не получится. Другое дело — игра. Когда он играет во дворе с приятелями, никому особо не   интересно, как он учится. А в игре он ничуть не хуже других! Теряя интерес к школе, ребенок остается   активным во всем, что не касается учебы. Он с удовольствием помогает по дому, играет в   компьютерные  игры, поет, занимается спортом. Это лишний повод для родительских упреков: «Тебя   интересует всё что угодно, кроме учебы!». Учителя такого ученика или постоянно дергают вопросами и,   не получая правильных ответов, снова и снова ругают за невнимательность, или стараются просто не   замечать его, не спрашивают на уроках, усаживают за последнюю парту. В следующий класс его   переводят со скрипом. И так год за годом. А все дело в том, что ребенок страдает специфическими   нарушениями чтения и письменной речи — дислексией и дисграфией. Нарушения эти, по данным   отечественных и зарубежных исследователей, встречаются часто — от 5 до 15 процентов детей   школьного возраста подвержены им. Степень нарушения может быть разной: от легкой, когда ребенок   часто совершает орфографические ошибки определенного характера, до тяжелой. В этом случае   ребенок  в течение нескольких лет не способен научиться правильно читать и писать: при чтении   искажает звукослоговую структуру слов, пишет с огромным количеством ошибок (путает глухие и   звонкие согласные, переставляет слоги), его речь изобилует грамматическими погрешностями, он   пытается не прочитывать, а угадывать слова и еще больше путается, зачастую бывает нарушено   понимание слов, предложений, текста.

                Причины возникновения дислексии и дисграфии многообразны. Здесь и наследственная   предрасположенность, и осложнения в период беременности (когда будущая мать переносит те или   иные  заболевания или подвергается эмоциональным стрессам), и неблагоприятное течение родов   (тяжелые, затяжные или, напротив, стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые   травмы), и различные заболевания и травмы центральной нервной системы уже после рождения.   Развитие дисграфии и дислексии часто происходит на фоне задержки общего психического и речевого   развития детей. Постоянная неуспешность в учебе при отсутствии правильной поддержки и понимания   могут привести к сложным изменениям в психике ребенка. Помимо того, что появляются неуверенность   в себе, замкнутость, тревожность, заниженная самооценка, в тяжелых случаях развивается   депрессивное  состояние и даже агрессивность. Для того чтобы помочь ребенку, предстоит прежде всего   выяснить, в самом ли деле можно говорить о дисграфии и дислексии, или все это — следствие   педагогической запущенности, так что необходима лишь помощь репетитора, разумная организация   занятий и повторное изучение того, что не было воспринято. Диагностику дислексии и дисграфии   осуществляет логопед, применяя специальные нейропсихологические методики. Для подтверждения   диагноза проводится обязательное врачебное обследование, в ходе которого выявляются возможные   поражения речевого центра в мозгу ребенка и другие неврологические отклонения. Как правило,   заболевание требует комплексного курса медикаментозного лечения, курса (или повторных курсов)   занятий с логопедом и психологической поддержки. В тяжелых случаях нужна помощь психотерапевта   или психиатра, назначающего медикаментозное лечение. Увы, не стоит надеяться, что даже такая   мощная комплексная терапия за короткий срок полностью избавит ребенка от всех проблем. Да, такое   лечение сделает проявления дислексии и дисграфии менее выраженными. Логопеды научат ребенка   проверять себя при выполнении письменных заданий и правильно понимать прочитанное, что   значительно улучшит его школьные успехи; но круглым отличником он вряд ли станет. И полученные   навыки придется постоянно поддерживать в домашних занятиях.

         «Дислексики» и «дисграфики», как правило, хорошо воспринимают устную речь, так что   усвоение ими нового материала после того, как учитель объяснил его в классе, не затруднено. В этом   существенную помощь могут оказать ребенку взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный   материал вслух. Впрочем, непосредственное присутствие их даже не обязательно: можно записать на   магнитофон несколько параграфов впрок, выполняя все дающиеся к тексту задания. Когда будет нужно,   ребенок прослушает запись и легко усвоит материал. Хочется предостеречь родителей: ни в коем случае   нельзя зацикливаться на преодолении дисграфии и дислексии, посвящая этому все свободное время.   Ребенок и его домашние должны жить полноценной жизнью. Очень важно постараться нащупать   области, в которых ребенок наиболее успешен. Бездарных детей не бывает, каждому ребенку отпущены   какие-то таланты. Выяснить это можно не столько выспрашивая ребенка, что ему больше нравится,   сколько целенаправленно наблюдая за ним.

свернуть

Памятка учителя-дефектолога для родителей

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь - образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они - важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы — артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

свернуть

Советы учителя-дефектолога родителям первоклассников

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте

ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: учите ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!

СВЕРНУТЬ

свернуть

Памятка учителя-дефектолога для родителей

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь - образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они - важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы — артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

свернуть

Полезно знать всем

РЕЖИМ РАБОТЫ

Государственного учреждения образования

"Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации "Стимул" г. Бреста"

 Понедельник - пятница

08.30 - 17.30

 

Сайт ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации "Стимул" г. Бреста" https://stimul-brestgoo.gov.by/

 

Адрес электронной почты:  stimul@len.brest.by 

 

Приём граждан по личным вопросам 

в государственном учреждении образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации "Стимул" г. Бреста" 

(г. Брест, ул. Буденного, 48)

проводит

директор Дутова Наталья Александровна

(II этаж, кабинет директора)

 

 

Предварительная запись на личный приём осуществляется по тел. 50 09 90

 

 

свернуть