педагог социальный и педагог-психолог рекомендуют

Права и обязанности родителей

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

свернуть

Первые шаги ребенка в школьной жизни

Первые два года  ребенка в школе – это своего рода испытательный срок для ребенка и родителей. Как же мы можем помочь ребенку в этот сложный период. Вот несколько рекомендаций по «правильному» взаимодействию с ребенком:

  1. Следует помнить, что ребенку не приходится выбирать  вид своей деятельности: посещение школы обязательно. Следовательно, труд ребенка подневолен, и задача взрослых, состоит в том, чтобы сделать учебу если не радостной, то хотя бы привлекательной. Необходимо помочь ребенку найти в школьных занятиях смысл, чтобы они стали лично значимым делом, а не принудительной обязанностью.
  2. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних занятий. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня, с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей, т.е. делает вместе с ребенком, но не вместо него. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашнее задание по десять раз. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же не приносят положительного эффекта, а только отодвигают желание учиться.
  3. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит уроки. Это неверно. Для 6-7 летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 10-15 минут, для 8 летнего - 15-20 минут. Перерывы не должны быть длительными – достаточно 5-10 минут, но они должны быть заполнены интенсивными физическими нагрузками (можно в эти 5 минут поиграть с ребенком в мяч). Общая продолжительность занятий не должна превышать одного часа.
  4. Ребенок должен привыкнуть работать не отвлекаясь. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным вопросом: «Почему же ты не решаешь?». Нотации, раздраженные высказывания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.
  5. Поддерживайте интерес ребенка к чтению. Читайте вместе с ним, разыгрывайте диалог, обсуждайте с ним прочитанное, увиденное. Но на этом этапе важно не перегрузить ребенка – чтение не должно превратиться в скучную обязанность, а тем более в наказание.
  6. Надо приучить ребенка рассказывать о своих впечатлениях, о том, что он узнал в школе; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Побуждайте  и ребенка вам задавать вопросы. Вопросы – показатель активности мысли.
  7. Недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в учебе не только в 6-8 летнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на начало младшего школьного возраста. Поэтому, для развития образных представлений чрезвычайно важное значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность; нужно стимулировать занятия лепкой, рисованием, аппликацией. Конструированием из строительного материала и различных конструкторов.
  8. Компьютер, телевизор, мобильный телефон и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа.

Уважаемые родители, ваши  дети в начальной школе очень нуждаются в поддержке. Ведь в этот период они не только формируют свои отношения с одноклассниками и учителями, в это время у них складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите , чтобы из вашего ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, поддерживайте, иначе от упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Успехов ВАМ!

свернуть

Рекомендации родителям по семейному воспитанию

«Главное в ваших взаимоотношениях – взаимопонимание и взаимоуважение»

Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.

Общение – суть жизни любого человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

Больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, вникайте в интересы и заботы, которые волнуют ваших детей, знайте их друзей и преподавателей.

Основная задача родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов», «Я могу добиться многого и все  изменить, если изменю себя».

Поддерживайте уверенность детей в себе и своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые присущи каждому человеку) у них есть и свои неоспоримые достоинства.

Не забывайте о том, что дети – это «зеркальное отображение» своих родителей и жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.

При разговоре с ребенком старайтесь избегать фраз нравоучительного характера, не читайте нотаций, а учитесь выстраивать открытый диалог, где у ребенка будет оставаться свобода выбора по совместному решению проблемы.

Дайте своему ребенку свобода выбора занятия, но при этом он должен твердо знать –  времени на безделье и скуку у него нет.

Родителям необходимо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Никогда не лгите своему ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме.

Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстановить его достаточно сложно.

 Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями и трудностями помогает подростку сформироваться как личности.

Мудрые родители настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

И самое важное – дети должны чувствовать, что вы их ЛЮБИТЕ, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.

 Родителям о наркотиках
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Ваш ребенок взрослеет, перед ним много соблазнов, ему могут предложить сигарету, алкоголь, и даже наркотик во дворе, на дискотеке, в гостях у друга и т.п. Вы не в силах исключить возможность этого и всегда должны быть готовы к такому развитию событий. Это не означает, что надо постоянно ждать и бояться. Быть готовым – значит, в случае возникновения таких проблем, спокойно ее проанализировать и грамотно спланировать свои действия.

Признаки, которые помогут Вам распознать
потребляет ли Ваш ребенок психоактивные и наркотические вещества.

• расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

• потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

• озноб (подросток одевается («не по погоде»);

• уходы из дома, прогулы школы по непонятным причинам;

• частая и резкая смена настроения;

• постоянные просьбы дать денег;

• пропажа из дома ценностей;

• потеря интереса к обычным занятиям и увлечениям;

• неопрятный внешний вид, появление специфического запаха от одежды;

• проведение большей части времени в компаниях асоциального типа;

• следы от уколов, странные ранки на теле;

• папиросы "Беломор" в пачках из-под сигарет, шприцы, иглы.

Если Вы выявили эти признаки у Вашего ребенка, постарайтесь мягко, дружески поговорить с ним, определить насколько он втянулся в наркотики. Крик, ругань, угрозы, требования прекратить прием наркотиков не приводят к желаемому результату, а, порой могут стать причиной отторжения ребенка от семьи.

• Не впадайте в панику, не делайте окончательные выводы.

• Понаблюдайте внимательно за ребенком, не демонстрируя чрезмерного подозрения;

• обсудите свои наблюдения с ребенком, не пытаясь обвинять его в чем-либо;

• говорите на равных;

• не читайте мораль, ни в коем случае не унижайте его;

• постарайтесь стать союзником, который поможет справиться с возникшими проблемами;

• не верьте его уверениям, что он сможет справиться с этой проблемой самостоятельно;

• уговорите его обратиться за помощью к специалисту;

• поддержите, проявив внимание и заботу.

 Обсудите проблему СПИДа с детьми
Рекомендации родителям

Родители опасаются, что сексуальное просвещение может разрушить принятые в семье нормы морали и подтолкнуть детей к нежелательному поведению. Но необходимо, чтобы молодые люди знали, как можно себя уберечь от заражения ВИЧ. Вы являетесь самыми верными союзниками ваших детей. Трудно помогать им взрослеть, говорить о сексуальной жизни, наркомании и СПИДе. Но это необходимо делать.

Как говорить о СПИДе с вашим ребёнком?

Одним из путей передачи заболевания может быть сексуальный контакт. Поэтому говорить о СПИДе с вашим ребёнком – это значит говорить о сексе.

Зная, что предстоит разговор на эту тему со своими детьми, большинство родителей чувствуют себя безоружными. Чаще всего они или не подготовлены к подобным беседам, или чувствуют себя «не в своей тарелке».

Надо помочь понять детям, что их необдуманное поведение и давление сверстников могут привести к непредсказуемым последствиям. Молодые люди чувствуют потребность подражать своим сверстникам, часто находятся под их влиянием, подчиняются суждениям и давлениям группы или лидера. Необходимо разъяснить, что противостоять этому давлению ровесников подчас трудно, но поступать нужно в соответствии с собственным мнением, а помощь в выборе решения могут оказать родители.

 Несколько пожеланий

Наиболее труден и важен первый шаг и вызванный вами интерес первых слов. Не всегда сами дети начинают разговор о сексе. Разумеется, ваш ребёнок слышал о СПИДе. Целесообразно использовать для разговора телевизионные передачи или статьи, посвящённые этой злободневной теме. Не забывайте информировать вашего ребёнка о соблюдении правил личной гигиены. По мере взросления подростки часто в своих разговорах затрагивают вопросы дружбы и сексуальных отношений. Никогда не поздно и никогда не рано начать разговаривать с ребенком на эту тему.

Во время разговора о СПИДе никогда не драматизируйте ситуацию. Не оставляйте места для неясности, для страха.

 Как говорить с подростками

Большинство из них  в этот момент стараются самоутвердиться, в том числе и в область сексуальных отношений, которые могли иметь место. Часто в это время устанавливается дистанция между родителями и детьми. Подростки стремятся к автономии, имеют свои тайны. Но в этот период внешнее окружение может подтолкнуть их, особенно если они восприимчивы, к сексуальным отношениям, алкоголю, наркотикам.

Они должны знать:

  • вирус СПИДа передаётся через сперму, вагинальный секрет и менструальную кровь от зараженного человека здоровому;
  • любые незащищённые сексуальные отношения увеличивают риск заражения;
  • правильное использование презерватива – единственный способ защититься;
  • ни в коем случае нельзя обмениваться уже использованными шприцами: это увеличивает риск заражения СПИДом

Профилактика компьютерной зависимости у подростков
Рекомендации родителям

Родителям необходимо:

- постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером (не  запрещать жестко, а объяснять, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей);

 - предлагать другие возможности времяпрепровождения, составить список дел, которыми можно заняться в свободное время (желательны совместные занятия);

 - содействовать развитию интересов и склонностей своих детей: от увлечения музыкой, рисованием до катания на лыжах, коньках;

 - знать, что компьютерная зависимость гораздо реже проявляется у подростков, занимающихся  спортом, и следить, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам;

- учитывать личный пример в использовании возможностей компьютера – делать акцент на применение компьютера в своей работе;

 - быть заинтересованным взрослым и помочь ребенку воспользоваться позитивными возможностями компьютера -  овладеть программированием, веб-дизайном, компьютерной графикой, анимацией;

 - обращать внимание на игры, в которые играют дети и на сайты, которыми они пользуются, отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам;

 - всегда искать возможность подчеркнуть полноту реальной жизни, культивировать чувства семейной и коллективной общности.

 Незаметно для себя человек из хозяина компьютера превращается в зависящего от него раба.

Дети под защитой государства

В последнее десятилетие одним из наиболее сложных и актуальных социальных вопросов, стоящих перед государством, является социальное сиротство. Учитывая важность указанной проблемы, в республике 21 декабря 2005 года был принят Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).

При установлении того, что родители ведут аморальный образ жизни, оказывающий вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию детей, ставят последних в социально опасное положение, дети подлежат особой государственной защите и помещению на государственное обеспечение.

Практическая реализация нормативных предписаний Декрета № 18 показала необходимость корректировки и дополнения ряда его положений. Поэтому 5 мая 2009 года Президентом Республики Беларусь принят Декрет №5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18».

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в рамках исполнения Декрета к родителям будут приняты следующие меры:

- в случаях, когда родители ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, дети подлежат отобранию и помещению на государственное обеспечение (социальный приют, детские дома, школа-интернат и др.) Решение об отобрании ребенка у родителей, установлении ему статуса, оставшегося без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение в трехдневный срок принимает комиссия по делам несовершеннолетних или органы опеки;

- после отобрания ребенка, со дня помещения его на государственное обеспечение, родителям прекращаются выплаты всех пенсий и социальных пособий, которые они получали на несовершеннолетних детей;

- информация об отобрании ребенка отправляется по месту работы родителей для взыскания средств, затраченных на содержание ребенка в государственном учреждении;

- неработающие родители подлежат трудоустройству на основании постановления суда. Контроль за ежедневной явкой их на работу осуществляют органы внутренних дел. Уклонение от явки на работу, либо сокрытие или занижение размера заработной платы является основанием для привлечения родителей к уголовной ответственности в соответствии со ст. 174 Уголовного Кодекса РБ;

- по искам администрации района родители, уклоняющиеся от возмещения расходов на содержание детей, могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного или частного жилищного фонда, которые сдаются в наем. Средства, полученные, от сдачи жилых помещений перечисляются на погашение расходов по содержанию детей;

- родителям, чьи дети, помещены на государственное обеспечение, запрещается отчуждать (продавать) принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации (квартиры, дачи, транспортные средства и др.)

Указанные декреты детально регламентируют права и обязанности не только родителей, чьи дети находятся на государственном обеспечении, в части возмещения затрат государства на их содержание, но и государственных органов, осуществляющих выявление, трудоустройство таких родителей, а также нанимателей, принимающих лиц данной категории на работу.

Материал сайта  http://mir.pravo.by/

Правовые аспекты гражданской ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей

Одна из актуальных проблем в Республике Беларусь – это снижение авторитета семьи с ее незыблемыми устоями: забота о детях, их воспитании. Все чаще можно говорить о безразличии родителей к судьбе ребенка. Ежегодно количество дел о лишении родительских прав, рассматриваемых судом Лепельского района, возрастает, что свидетельствует о негативном отношении людей к своим детям и не может не вызывать беспокойства. Только комплексные меры, в том числе и установленные государством, направленные, с одной стороны, на защиту прав ребенка, а с другой – на усиление мер ответственности родителей, могут противостоять сложившейся негативной тенденции. Для этого необходимо разработать единообразную практику лишения родителей родительских прав и выработать единый теоретический подход к основным положениям данного института.

Институт лишения родительских прав регламентирован Конвенцией Организации Объединенных Наций «О правах ребенка», которая получила закрепление и развитие в национальном законодательстве Республики Беларусь.

Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь. Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Так, согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. Частью 1 ст. 75 КоБС установлено, что помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом, а также заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством. К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав.

Исключительной и одновременно высшей мерой семейно-правовой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родительских прав, которое производится только в судебном порядке. Применение такой меры влечет за собой серьезные правовые последствия как для родителя, так и для ребенка, и допускается только по основаниям и в порядке, установленном законом.В соответствии с ч. 1 ст. 80 КоБС родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, если родители отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком, а также если в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали основания для отобрания у них ребенка, указанные в ч. 1 ст. 85-1 КоБС.

Материал сайта  http://mir.pravo.by/

Трудоустройство подростков

Труд подростков регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь (статьи 21, 114, 272, 274, 275). Временная занятость молодежи в свободное от учебы время регламентируется Положением о порядке и условиях организации и финансирования временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время и во время летних каникул, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 84.

Для трудоустройства во время каникул подростки могут обращаться в управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных, городских исполнительных комитетов в своем районном, городском населенном пункте.

Во время летних каникул подростки от 14 до 16 лет могут трудиться до 4 часов 36 минут, подростки от 16 до 18 лет максимум 7 часов в день.

Для трудоустройства в обязательном порядке необходимо предъявить нанимателю следующие документы:

-свидетельство о рождении;

-справку по форме 086/У из поликлиники;

-письменное согласие одного из родителей.

Сколько бы ни работал подросток, зарплата должна начисляться как при полном рабочем дне (статья 279 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Трудовая книжка выдается нанимателем работнику при условии, что он отработал 5 и более рабочих дней

свернуть