Школа активного гражданина

Концепция республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2024/2025 учебном году

В учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году будет продолжена реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (далее – проект «ШАГ») для V–VII, VIII–XI классов.

Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов определены содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья»

+ «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа»

+ «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь». Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках классных и информационных часов, тема и содержание которых будут определяться классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Координацию соответствующей деятельность осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности, включая представителей родительской общественности, детских и молодежных общественных объединений.

В 2024/2025 учебном году реализацию информационно- образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для VIII–XI классов предлагаем продолжить под девизом «Время выбрало нас, молодежь выбирает Беларусь!».

Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца).

Академия образования продолжит практику разработки информационно-методических материалов для реализации проекта. Материалы будут ежемесячно размещаться на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/ Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII–XI классов: информационные материалы, презентации).

Ключевой идеей тематических мероприятий является продолжение дискуссии с учащимися о самоопределении в жизни, знакомство с представителями молодежи, занимающими активную гражданскую позицию, достигшими определенных успехов в профессиональной и общественной жизни.

Молодость – это фундамент, на котором строится дальнейшая жизнь. Основная цель мероприятий проекта «ШАГ»: помочь молодым людям найти свое место в обществе, научиться приносить пользу людям, своей стране, реализовать себя, выстроить жизненную перспективу.

При проведении мероприятий проекта следует сохранить логику поэтапного представления, обсуждения информации, а также форму организации работы.

С учетом 100-летия белорусского кино (17 декабря 2024 г.) при подготовке к мероприятиям проекта «ШАГ» следует организовать просмотр отечественных документальных и художественных фильмов, соответствующих предложенной тематике мероприятий, с их последующим обсуждением. Также при подготовке вышеназванных мероприятий особое внимание следует уделить мероприятиям, посвященным 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 80-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Инициативная группа может использовать различные цифровые технологии, сервисы и инструменты, позволяющие активизировать учащихся: веб-квест, кроссворд, викторина, презентация, лента времени, интеллект-карта, мультимедийный репортаж, инфографика, игра, ребус, коллаж, постерный доклад, облако слов, интерактивный рабочий лист, QR-код и др.

ШАГ 1 предлагаем проводить в форме интеллектуальной игры

«Мы узнаём», где учащиеся познакомятся с лучшими представителями белорусской молодежи, известными во всей стране, актуализируют знания о соответствующей сфере деятельности (примерная тематика представлена в Приложении).

В ШАГе 2 будет организовано знакомство учащихся с земляками – лучшими представителями молодежи своего региона, которые реализовали себя в соответствующей сфере деятельности. Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями.

ШАГ 2 может быть проведен с приглашением выбранных молодых людей в виде брифинга1 или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»2. При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам), и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий (пара ведущих, например, педагог и учащийся либо юноша и девушка) организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ШАГе 3 ведущий подводит итоги, организует рефлексию. По результатам каждого мероприятия проекта «ШАГ» учащиеся совместно с педагогами будут создавать «Дерево идей и инициатив» в традиционном или цифровом исполнении с использованием схем, диаграмм, таблиц, рисунков, иных элементов инфографики, фотографий и рисунков с указанием идей, предложений, действий по теме проводимых мероприятий и обязательным размещением на сайте учреждения образования в соответствующем тематическом разделе. С этой целью можно использовать технологии мультимедийного лонгрида, скрайбинга и др.

По результатам проведения итоговых мероприятий проекта (май 2025 г.) следует подготовить обобщенную «Карту идей и инициатив», разместив ее на сайте учреждения образования.

Лучшие «карты» (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. Соответствующие ссылки должны быть направлены в Академию образования на электронный адрес vospit_nio@adu.by до 31.05.2025 г. На основе данной информации будет создана виртуальная карта «Наши идеи

– для родной Беларуси» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с лучшими материалами учреждений образования всех регионов.

Для повышения качества подготовки мероприятий проекта «ШАГ» районным (городским) отделам и управлениям образования совместно с главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов (комитетом  по  образованию  Мингорисполкома)  целесообразно

 
   

1 Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

2 В основе технологии – проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала

«Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.

подготовить к 02.09.2024 г. и направить в учреждения образования информацию о представителях молодежи региона, которые реализовали себя в определенной сфере деятельности (согласно тематике мероприятий каждого месяца), с указанием Ф.И.О., занимаемой должности, контактного телефона, краткого описания достижений и инициатив.

При подготовке и проведении мероприятий республиканского проекта «Школа Активного Гражданина» можно использовать материалы изданий «Я – гражданин Республики Беларусь», «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты», «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги», «Детям о выборах: просто о главном», «Детям о Конституции: просто о главном», «Выборы. Будущему избирателю» и др.

свернуть

Примерная тематика мероприятий проекта «ШАГ» для учащихся VIII–XI классов в 2024/2025 учебном году

Школа Активного Гражданина» на тему «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас»

26 сентября для учащихся 8-11 классов прошло мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» - «Школа Активного Гражданина» на тему «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона).

          На мероприятии учащиеся обсудили молодежную политику в Республике Беларусь, ученическое самоуправление, Молодежный парламент при Национальном собрании Республики Беларусь, Совет молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь, а также возможность самоопределения и самореализации учащихся, их активную гражданскую позицию и ответственность, инициативность. 

Гостями ШАГа стали секретарь первичной организации ОО «БРСМ» Дригайло Анна Владимировна и представитель Молодежного парламента третьего созыва при Брестском городском Совете депутатов Головач Юлия Анатольевна. В рамках открытого диалога у ребят была возможность задать вопросы гостям мероприятия. 

При подведении итогов ребята отметили актуальность темы сегодняшнего разговора, привели примеры того, что уже сейчас они могут сделать для развития не только нашей Брестчины , но и всей Беларуси.

свернуть

Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас.

26.09.2024 в рамках информационных часов для учащихся 8-11 классов пройдет мероприятие информационно-образовательного проекта «ШАГ» - «Школа Активного Гражданина» по теме: «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития первого региона). 

Материалы для проведения ШАГа размещены на национальном образовательном портале https:// vospitanie.adu.by // Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII-XI классов: 

https://vospitanie.adu.by/images/2024/09/Metodrelomend-Shag-26-09-2024.pdf

https://vospitanie.adu.by/images/2024/09/Informatsionnye-materialy-viktorina.pdf

https://adu.by/images/2024/09/23/SHAG_09_26.pptx

свернуть

Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране»

21.03.2024 года в государственном учреждении образования « Средняя школа N8 г. Бреста имени Героя Беларуси В.Н.Карвата" » для учащихся 8-11 классов прошло мероприятие информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственнаого управления).На первом этапе мероприятия были актуализированы знания учащихся о государственном управлении Республики Беларусь. 

На втором - учащиеся познакомились и пообщались с земляком - Романюк Лидией Николаевной- председателем правления Брестского

областного отделения ОО «Белорусский фонд мира». За высокие достижения

в труде и большой личный вклад в социально-экономическое развитие

региона в области общественной деятельности и информационной политики Лидия Николаевна

удостоена почетного звания «Человек Года Брестчины».В заключении мероприятия ребята сделали вывод: каждому человеку необходимо быть причастным к жизни нашего государства, нашего народа и понимать, что от активной позиции каждого из нас зависит благоролучие страны.

 

свернуть

Родина моя, Беларусь, в лицах. Защитники Отечества ( о сотрудниках Вооружённых сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС)»

22 февраля для учащихся 8-11 классов прошел единый информационный час в рамках 

информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного

Гражданина». Тема встречи: «Родина моя, Беларусь, в лицах. Защитники Отечества ( о сотрудниках Вооружённых сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС)». Гостями мероприятия стали командир батальона милиции Ленинского( г. Бреста) отдела Департамента охраны Гусинец В. П. и заместитель командира батальона милиции Василюк Д.В. Гости рассказали ребятам об особенностях своей профессии, поделились своими самыми яркими впечатлениями о службе, обратив внимание на роль милиции в обеспечении безопасности граждан. Диалог проходил в формате брифинга" «100 вопросов взрослому». В фокусе обсуждения была обороноспособность и обеспечение безопасности страны, готовность к исполнению гражданского долга и выполнению конституционных обязанностей по защите Родины, активная гражданская позиция, героизм, мужество, воинский долг и патриотизм.

свернуть

Школа Активного Гражданина» по теме «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

 

 

     25.01.2024 учащиеся 8-11 классов стали участниками очередного мероприятия в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» по теме «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования). Учащиеся 8-х классов поучаствовали в интерактивной викторине "Мы узнаем", по ходу которой расширили и углубили свои знания о роли образования в современном мире, о значении и направлениях деятельности Национального детского технопарка и поддержке талантливой молодежи в нашей стране.

      Учащиеся 9-11 классов посетили научные лаборатории Брестского государственного технического университета, где преподаватели технического ВУЗа ознакомили ребят с научными исследованиями, познакомили с возможностями экономических наук, предложили поучаствовать в совместных научных проектах. В ходе мероприятия учащиеся также приняли участие в финансовой викторине. 

      В ходе информационно-образовательного проекта учащиеся пришли к выводу, что качественное образование и способность человека к освоению новых знаний, принятию нестандартных решений рассматривается сейчас как ведущий фактор социального и экономического развития общества, а способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.

свернуть

ШАГ "Школа активного гражданина" 5-7 классы

ШАГ "Школа активного гражданина" 5-7 классы

В 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для V–VII  классов.

Целевые установки мероприятий в рамках проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов необходимо проводить один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.

свернуть

"Родина моя Беларусь в лицах."

28.09 - для учащихся 10-х классов прошёл ШАГ на тему "Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов - до олимпийских вершин". Гостем ШАГа стала участница Олимпийских игр (1996г. - г.Атланта, 2000г.- г.Сидней ) Филимонова Людмила Анатольевна, которая поделилась с ребятами своими воспоминаниями и впечатлениями об участии в Олимпийских играх, рассказала о важности целеустремления, силы характера и духа в достижении намеченной цели. Ребята убедились, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки.

В ходе мероприятия ребята также поучаствовали в интерактивной викторине "Мы узнаем", которая дала возможность актуализировать знания, полученные в ходе мероприятий проекта ШАГ предыдущих лет, вспомнили о достижениях земляков, посвятивших свою жизнь спорту.

Такие мероприятия важны и нужны для всех и каждого. Они вызывают чувсво гордости за лучших спортсменов-белорусов, героев спорта, а также за нашу страну в целом.

В рамках реализации информационно-образовательного проекта "ШАГ" по теме "Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства" учащиеся 9 "Б" класса посетили Брестский электроламповый завод. 

Сотрудники промышленного производства ознакомили ребят с достижениями предприятия, рассказали о лучших труженниках. Ребята также посетили цеха по изготовлению обычных и светодиодных ламп. Учащиеся пришли к выводу, что стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые и готовые трудиться на благо своей Родины люди.

Некоторые из ребят задумались и о своем профессиональном самоопределении.

свернуть

"Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого."

📌23 марта учащиеся 8-11 классов в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» на тему: «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» обсудили основные перспективы развития и совершенствования строительно-промышленного комплекса нашей страны, особенности жилищного строительства и направления реализации государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве. 

 

Ребята познакомились с содержанием информационных блоков:

✔️ Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны;

✔️ Развитие жилищного строительства в Беларуси;

✔️ Система жилищно-коммунального хозяйства – для всех и каждого. 

 

Ребята обсудили основные направления социальной и жилищной политики нашего государства, особенности застройки городов-спутников, архитектуру населенных пунктов.

 

свернуть

"Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации."

27.10. 2022 в рамках реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в школе для учащихся 8-11 классов прошел информационный час в на тему: «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации» (об обеспечении права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации), который был приурочен к 25-летию образования Национального центра правовой информации.

    Учитель истории Китленко Е. Н. познакомила ребят с основными целями и задачами НЦПИ, а также с другими Государственными информационно-правовыми ресурсами (ЭТАЛОН-ОНЛАЙНЕР, Национальный правовой интернет-портал pravo. by и др.) 

    Учащиеся классов правоохранительного направления ознакомили учащихся с Детским правовым сайтом - mir. pravo. by, обратив внимание на возможность получения на сайте текстовой, игровой, графической информации и видеоматериалов правовой тематики.

       С особенностями получения правовой информации на региональном и общегосударственном уровне познакомила ребят участковый инспектор ИДН Ленинского ОВД г. Бреста Иволина И. Ф. 

        Ребята с интересом отнеслись к заданной теме ШАГа, задавали вопросы и получали ответы на них.

    

 

свернуть

Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны).

 

23 февраля 2023 учащиеся 8-9 классов по традиции встретились на информационном часу в рамках образовательного проекта «ШАГ: Школа активного гражданина». Тема: «Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны).

 

Ребята познакомились с содержанием информационных блоков «Беларусь: энергетика настоящего и будущего», «Энергосбережение для всех и для каждого». В рамках Шага учащиеся узнали какими энергоресурсами располагает наша страна, какие используются возобновляемые источники энергии, как современная энергосистема влияет на экологическую ситуацию в стране.

Гостем Шага стал инженер ПТО аппарата управления РУП «Брестэнерго» Михаил Евгеньевич Мазанович. Михаил Евгеньевич рассказал учащимся о

работе сложного технологического комплекса, познакомил с особенностями производства, передачи, распределения и реализации электрической и тепловой энергии в Брестской области и Республики Беларусь, ответил на все интересующие учащихся вопросы.

свернуть

"Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина".

22.09.2022

22 сентября для учащихся 8-11-х классов прошел единый информационный час в рамках образовательного проекта "Школа активного гражданина" .

Темой информационного часа стала "Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина". Гостем тематического мероприятия стал главный специалист районного отдела ОО"БРСМ". Радионов Максим Александрович. Максим Александрович затронул вопросы мира, патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа,. Остановился и на такой форме работы как Школа лидера и призвал юношей и девушек активно принимать участие в работе школы, потому что Школа лидера способствует личностному росту , профессиональной ориентации девушек и юношей, формирует , активную жизненную позицию молодых людей.
 
 
свернуть