Родительский университет

План мероприятий по реализации проекта «Родительский университет» на 2024/2025 учебный год

Цель Родительского университета: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства 

Основные задачи:

-формирование ценностно-смысловых основ родительства;

- актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

 

Тема

Сроки

проведения

Форма

проведения

Контингент

Ответственные

I четверть

I ступень «Мой ребенок – младший школьник»

1

Адаптация учащихся в 1-м классе.

Психологическая адаптация первоклассников. Причины психологической дезадаптации.

Помощь родителей в адаптации к школе.

26.10.2024

консультация,

памятки

родители

1 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф.

классные

руководители

2

Как родители могут помочь ребёнку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учебы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации  учебного труда ребёнка.

26.10.2024

беседа

родители

2 классов

Классные

руководители

3

Значение школьной отметки в жизни ребенка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля и умения работать самостоятельно, воспитание интереса к знаниям.

26.10. 2024

семинар-практикум

родители

3 классов

Классные

руководители

4

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознавать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов (внимание, память). Личностные особенности младших школьников.

26.10.2024

консультация

родители

4 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф.

Классные руководители

II ступень «Мой ребёнок – подросток»

5

Адаптация ребенка в новом коллективе

Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников.

26.10.2024

консультация

родители

5 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф.классные

руководители

6

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристики. Гармоничное семейное воспитания, его основные характеристики.

26.10.2024

беседа

родители

6 классов

Классные

руководители

7

Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Специфика развития внимания, памяти, мышления.

26.10.2024

консультация

родители

7 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф.

Классные руководители

8

Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков.

26.10.2024

консультация

родители

8 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф

Классные руководители

9

Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Особенности общения. Возможные внутренние и внешние конфликты.

26.10.2024

беседа

родители

9 классов

 Классные

руководители

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник»

10

Здоровье – это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

26.10.2024

вебинар

родители

10 класса

Классный

руководитель

11

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей. Факторы, влияющие на выбор профессии. Профессиональные династии.

26.10.2024

семинар-практикум

родители

11 класса

Педагог-психолог

Олех М.Ф.,

Классные руководители

II четверть

I ступень «Мой ребенок – младший школьник»

12

Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

21.12.2024

беседа

родители

1 классов

Классные

руководители

13

Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника м его успехи в учебе. Формирование ЗОЖ учащихся младших классов. Основные правила ЗОЖ:  рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья.

21.12.2024

беседа

родители

2 классов

Классные

руководители

14

Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников.

21.12.2024

консультация

родители

3 классов

Педагог-психолог Олёх М.С.

15

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формировании правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

21.12.2024

семинар-практикум

родители

4 классов

Классные

руководители

II ступень «Мой ребёнок – подросток»

16

Ребенок среди сверстников.

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Проблемы лидерства. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками.

21.12.2024

круглый стол

родители

5 классов

Классные

руководители

17

Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы зависимого поведения. Причины зависимого поведения.

23.11.2024

круглый стол

родители

6 классов

Педагог социальный Бувака М.С., классные руководители

18

Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска».

23.11.2024

инфоурок

родители

7 классов

Педагог социальный Бувака М.С., классные руководители

19

Как уберечь подростка от насилия.

Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»).

23.11.2024

инфоурок

родители

8 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф.,

Классные руководители

20

Агрессия, её причины и последствия

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми

23.11.2024

информация на сайт школы

родители

9 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф.,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник»

21

Первая любовь в жизни вашего ребёнка.

Особенности юношеской любви.

 21.12.2024

консультация

родители

10 класса

Классный

руководитель

22

Как уберечь ребёнка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

21.12.2024

вебинар

родители

11 класса

Классный

руководитель

III четверть

I ступень «Мой ребенок – младший школьник»

23

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка.

Ценности, обычаи и традиции семьи. Значение примера родителе в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.

22.02.2025

беседа

родители

1 классов

Классные

руководители

24

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка.

22.02.2025

лекция

родители

2 классов

Классные

руководители

25

Здоровая семья – здоровый ребёнок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

22.02.2025

беседа

родители

3 классов

Классные

руководители

26

Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и  личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером.

22.02.2025

дискуссия

родители

4 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф., классные руководители

II ступень «Мой ребёнок – подросток»

27

Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Психологическое и социальное развитие младших подростков.

22.03.2025

беседа

родители

5 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф.,

Классные руководители

28

Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности

22.03.2025

Круглый стол, информация на сайт школы

родители

6 классов

Педагог социальный Бувака М.С.,классные

руководители

29

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье

22.03.2025

дискуссия

родители

7 классов

Педагог-психолог Олех М.Ф.,

Классные руководители

30

Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

22.03.2025

семинар-практикум

родители

8 классов

Классные

руководители

31

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком

22.02.2025

Беседа, информация на сайт школы

родители

9 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф., классные руководители

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник»

32

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

22.02.2025

Беседа, информация на сайт школы

родители

10 класса

Классный

руководитель

33

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

22.02.2025

вебинар

родители

11 класса

Классный

руководитель

 

IV четверть

I ступень «Мой ребенок – младший школьник»

34

Положительные эмоции в жизни школьника

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Советы родителям по развитию положительных эмоций ребенка

26.04.2025

консультация

родители

1 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф., классные руководители

35

Трудовой воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться?

26.04.2025

дискуссия

родители

2 классов

Классные

руководители

36

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияний. Особенности семейного общения.

26.04.2025

тренинг

родители

3 классов

Классные

руководители 

37

Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

26.04.2025

дискуссия

родители

4 классов

Классные

руководители

II ступень «Мой ребёнок – подросток»

38

Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

17.05.2025

дискуссия

родители

5 классов

Классные

руководители

39

Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков.  Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

17.05.2025

беседа

родители

6 классов

Педагог социальный Бувака М.С., классные

руководители

40

Как повысить учебную мотивацию подростков.

Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением. Мотивация на успех.

17.05.2025

мини-лекция

родители

7 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф., классные руководители

41

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий факторов. Последствия развода для супругов и детей.

26.04.2025

консультация

родители

8 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф., классные руководители

42

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска возникновения вредных привычек и зависимостей

26.04.2025

Беседа, памятка, информация на сайт школы

родители

9 классов

 Педагог социальный Бувака М.С., классные

руководители

III ступень «Мой ребёнок – старшеклассник»

 

43

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на успехи в школе. Пути преодоления застенчивости и неуверенности.

12.05.2025

круглый стол

родители

10 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф., классные руководители

44

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой

17.05.2025

консультация, памятка

родители

11 классов

Педагог-психолог Олёх М.Ф., классные руководители

 

свернуть

План мероприятий по реализации проекта « Родительский университет» на 2023/2024 учебный год

ГУО « Средняя школа № 8 г. Бреста имени Героя Белааруси В. Н. Карвата»

 

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • актуализировать чувство ответственности за выполнение родительских функций;
  • развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.);
  • обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снизить риск конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов

Название раздела, темы занятий

сроки проведения

Ответственные

исполнители

1-е классы

1.

Адаптация учащихся в 1-м классе.

сентябрь

(до 25.09)

Симонюк Е.А. Остапчук  А.В.

2.

Режим дня школьника. Правила поведения в школе

ноябрь

( до 25.11)

Симонюк Е.А. Остапчук  А.В.

3.

Как помочь ребенку учиться

Февраль

( до 25.02)

Симонюк Е.А. Остапчук  А.В.

4.

Положительные эмоции в жизни школьника.

апрель

(до 25.04)

Симонюк Е.А. Остапчук  А.В.

2-е классы

5

Ребенок и компьютер

сентябрь

(до 25.09)

Остапук Н.В.

Самусева В.И.

Ксенжик Н.Р.

6

Учим учиться: как делать уроки с младшим школьником

ноябрь

( до 25.11)

Остапук Н.В.

Самусева В.И.

Ксенжик Н.Р.

7

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка

Февраль

( до 25.02)

Остапук Н.В.

Самусева В.И.

Ксенжик Н.Р.

8

Детская ревность.

апрель

(до 25.04)

Остапук Н.В.

Самусева В.И.

Ксенжик Н.Р.

3-и классы

9

Значение школьной отметки в жизни ребенка

 

сентябрь

(до 25.09)

Мороз Е.В.

Шепелевич Т.С.

10

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

ноябрь

( до 25.11)

Мороз Е.В.

Шепелевич Т.С.

11

Здоровая семья – здоровый ребенок

Февраль

( до 25.02)

Мороз Е.В.

Шепелевич Т.С.

12

Повышенная раздражительность. Что делать?

апрель

(до 25.04)

Мороз Е.В.

Шепелевич Т.С.

4-е классы

6.

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

Октябрь

(до 25.10)

Носкевич Д.Ф.

Жданова З.А

.Горецкая С.В.

7.

Как научить своего ребенка жить в мире людей

Декабрь (до 25.12)

Носкевич Д.Ф.

Жданова З.А

Горецкая С.В

 

 Ребенок и компьютер

Март( до 25.03)

Жданова З.А

Носкевич Д.Ф.

Горецкая С.В.

8.

Книги в жизни школьника

Май

 (до 25.05)

Жданова З.А

Носкевич Д.Ф.

Горецкая С.В.

 

 

 

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий

сроки проведения

Ответственные

исполнители

5-е классы

1.

Адаптация ребенка в новом коллективе.

сентябрь

(до 25.09)

Гавра М. Д. Головач Ю. А.

2.

Учение с увлечением или 7 способов повысить учебную мотивацию

ноябрь

( до 25.11)

Гавра М. Д. Головач Ю. А.

3.

Ваш ребенок вырос.

январь

( до 25.01)

Гавра М. Д. Головач Ю. А.

4.

Меры наказания и поощрения в современной семье.

апрель

(до 25.04)

Гавра М. Д. Головач Ю. А.

6-7 классы

5.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек

сентябрь

(до 25.09)

Пекарская О.А.

Янчук К.Г.

Кот И.А.Курилович А.В.Плисюк В. И.

6.

Профилактика проблемного поведения подростков: ребенок не слушается. Что делать?

ноябрь

( до 25.11)

Пекарская О.А.

Янчук К.Г.

Кот И.А.Курилович А.В.Плисюк В.И.

7.

Безопасность подростков в сети Интернет.

январь

( до 25.01)

Пекарская О.А.

Янчук К.Г.

Кот И.А.Курилович А.В.Плисюк В.И.

8.

Роль семейных традиций в воспитании детей

апрель

(до 25.04)

Пекарская О.А.

Янчук К.Г.

Кот И.А.Курилович А.В.Плисюк В.И.

8-е классы

9.

Как уберечь подростка от насилия.

сентябрь

(до 25.09)

Андреюк Н.О.

Деменчук С.А.

10.

Жизненные цели подростков.

ноябрь

( до 25.11)

Андреюк Н.О.

Деменчук С.А.

11.

Как повысить учебную мотивацию подростков

январь

( до 25.01)

Андреюк Н.О.

Деменчук С.А.

12.

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

апрель

(до 25.04)

Андреюк Н.О.

Деменчук С.А.

9 классы

13.

Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?.

сентябрь

(до 25.09)

Китленко Е.Н.

Кулай Е.Е.

14.

Агрессия, её причины и последствия. Как разрешать конфликты

ноябрь

( до 25.11)

Китленко Е.Н.

Кулай Е.Е.

15.

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

январь

( до 25.01)

Китленко Е.Н.

Кулай Е.Е.

16.

Как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов

апрель

(до 25.04)

Китленко Е.Н.

Кулай Е.Е.

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

 

Название раздела, темы занятий

сроки проведения

Ответственные

исполнители

10-е классы

1.

Родительское общение как фактор формирования культуры  гуманистических отношений в семье

сентябрь

(до 25.09)

Шаш О.А.

Писарчук Ж.Е.

2.

Первая любовь в жизни вашего ребенка.

ноябрь

( до 25.11)

 

Шаш О.А.

Писарчук Ж.Е.

3.

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

январь

( до 25.01)

Шаш О.А.

Писарчук Ж.Е.

4.

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

апрель

(до 25.04)

Шаш О.А.

Писарчук Ж.Е.

11 –е классы

5

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

сентябрь

(до 25.09)

Резанович И.М.

Леонтюк А.А.

6

Как уберечь ребенка от зависимостей?

ноябрь

( до 25.11)

Резанович И.М.

Леонтюк А.А.

7

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке к семейной жизни

январь

( до 25.01)

Резанович И.М.

Леонтюк А.А.

8

Помощь старшеклассникам в период подготовки к экзаменам и в выборе будущей профессии.

апрель

(до 25.04)

Резанович И.М.

Леонтюк А.А.

 

свернуть

Материалы для родителей

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

 

1 класс

   
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.  Тема 2.Тема 2. Режим дня школьника. Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
2 класс
Тема 1 Как родители могут помочь ребенку учиться Тема 2  Главные правила ЗОЖ Тема 3  Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка Тема 4 Трудовое воспитание детей в семье
3 класс
Смайлик или отметка? Депутаты и министры спорят, как оценивать знания  школьников :: СамолётЪ    
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.  Тема 2  Психологические и физиологические особенности третьеклассников Тема 3 Здоровая семья - здоровый ребенок Тема 4 «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»
4 класс

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. 

Тема 2  Как научить своего ребенка жить в мире людей

Тема 3  Ребенок и компьютер

Тема 4 Книги в жизни школьника
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
5 класс
Российских школьников научат программировать на «Неделе кода» - Телеканал  «О!»

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. 

Тема 2. Ребенок среди сверстников.

Тема 3  Ваш ребенок вырос

Тема 4 Меры наказания и поощрения в современной семье

6 -7 классы
Создание семьи – это подвиг…

 

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. 

Тема 2 Проблемное проблемного поведение подростка

Тема 3 Безопасность подростков в сети Интернет

Тема 4 Организация летнего отдыха подростков

8 класс
Социализация подростков в подростковых клубах ⋆    
Тема 1. Как уберечь подростка от насилия. Тема 2  Жизненные цели подростков Тема 3 Как повысить учебную мотивацию подростков Тема 4 Культура поведения в конфликтных ситуациях
9 класс
Стало известно, чем современные подростки отличаются от советских -  Телеканал "Наука" Агрессивное поведение подростка – поиск родительской любви - Estet-Portal
Тема 1. Портрет современного подростка. Тема 2.Агрессия, её причины и последствия. Тема 3 Формирование здорового образа жизни. Вредные привычки и как им противостоять Тема 4 Профессиональная ориентация девятиклассников

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

10 класс



Подростковая любовь: первые отношения и детская влюбленность. Что делать  родителям? | FindMyKids Blog

Тема 1. Здоровье - это жизнь. Как уберечь ребенка от зависимостей? Тема 1.  Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Тема 3  Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

Тема 4 Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

11 класс

Выбор профессии для старшеклассника - Блог «ОпятьПятерка» Подростки и зависимости / Статьи / Психологический центр «Респект»

 

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? 

Тема 2  Как уберечь ребенка от зависимостей

Тема 3 Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

 

Тема 4 Помощь старшеклассникам в период подготовки к экзаменам и в выборе будущей профессии.

 

 

свернуть

План мероприятий по реализации проекта « Родительский университет» на 2022/2023 учебный год

ГУО « Средняя школа № 8 г. Бреста имени Героя Белааруси В. Н. Карвата»

 

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • актуализировать чувство ответственности за выполнение родительских функций;
  • развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.);
  • обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снизить риск конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов

Название раздела, темы занятий

сроки проведения

Ответственные

исполнители

1-е классы

1.

Адаптация учащихся в 1-м классе.

сентябрь

(до 25.09)

Остапук Н.В.

Самусева В.И.

Ксенжик Н.Р.

2.

Режим дня школьника. Правила поведения в школе

ноябрь

( до 25.11)

Остапук Н.В.

Самусева В.И.

Ксенжик Н.Р.

3.

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Февраль

 ( до 25.02)

Остапук Н.В.

Самусева В.И.

Ксенжик Н.Р.

4.

Положительные эмоции в жизни школьника.

апрель

(до 25.04)

Остапук Н.В.

Самусева В.И.

Ксенжик Н.Р.

2-е классы

5

Как родители могут помочь ребенку учиться

сентябрь

(до 25.09)

Мороз Е.В.

Шепелевич Т.С.

6

Главные правила здорового образа жизни

ноябрь

( до 25.11)

Мороз Е.В.

Шепелевич Т.С.

7

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка

Февраль

 ( до 25.02)

Мороз Е.В.

Шепелевич Т.С.

8

 Трудовое воспитание детей в семье

апрель

(до 25.04)

Мороз Е.В.

Шепелевич Т.С.

3-е классы

9

Значение школьной отметки в жизни ребенка

 

сентябрь

(до 25.09)

Носкевич Д.Ф.

Жданова З.А

.Горецкая С.В.

10

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

ноябрь

( до 25.11)

Носкевич Д.Ф.

Жданова З.А

.Горецкая С.В.

11

Здоровая семья – здоровый ребенок

Февраль

 ( до 25.02)

Носкевич Д.Ф.

Жданова З.А

.Горецкая С.В.

12

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

апрель

(до 25.04)

Носкевич Д.Ф.

Жданова З.А

.Горецкая С.В.

4-е классы

6.

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

Октябрь

(до 25.10)

Морозюк Л.М.

Болтик Я.А.

7.

Как научить своего ребенка жить в мире людей

Декабрь (до 25.12)

Морозюк Л.М.

Болтик Я.А.

 

 Ребенок и компьютер

Март( до 25.03)

Морозюк Л.М.

Болтик Я.А.

8.

Книги в жизни школьника

Май

 (до 25.05)

Морозюк Л.М.

Болтик Я.А.

 

 

 

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий

сроки проведения

Ответственные

исполнители

5-е классы

1.

Адаптация ребенка в новом коллективе.

сентябрь

(до 25.09)

Пекарская О.А.

Янчук К.Г.

Кот И.А.

2.

Ребенок среди сверстников.

ноябрь

( до 25.11)

Пекарская О.А.

Янчук К.Г.

Кот И.А.

3.

Ваш ребенок вырос.

январь

( до 25.01)

Пекарская О.А.

Янчук К.Г.

Кот И.А.

4.

Меры наказания и поощрения в современной семье.

апрель

(до 25.04)

Пекарская О.А.

Янчук К.Г.

Кот И.А.

6-7 классы

5.

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

сентябрь

(до 25.09)

Петручик А.И.

Мисько А.А.

Андреюк Н.О.

Деменчук С.А.

6.

Профилактика проблемного поведения подростков.

ноябрь

( до 25.11)

Петручик А.И.

Мисько А.А.

Андреюк Н.О.

Деменчук С.А.

7.

Безопасность подростков в сети Интернет.

январь

( до 25.01)

Петручик А.И.

Мисько А.А.

Андреюк Н.О.

Деменчук С.А.

8.

Организация летнего отдыха подростков.

апрель

(до 25.04)

Петручик А.И.

Мисько А.А.

Андреюк Н.О.

Деменчук С.А.

8-е классы

9.

Как уберечь подростка от насилия.

сентябрь

(до 25.09)

Китленко Е.Н.

Кулай Е.Е.

10.

Жизненные цели подростков.

ноябрь

( до 25.11)

Китленко Е.Н.

Кулай Е.Е

11.

Как повысить учебную мотивацию подростков

январь

( до 25.01)

Китленко Е.Н.

Кулай Е.Е

12.

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

апрель

(до 25.04)

Китленко Е.Н.

Кулай Е.Е

9 классы

13.

Портрет современного подростка.

сентябрь

(до 25.09)

Шаш О.А.

Писарчук Ж.Е.

14.

Агрессия, её причины и последствия.

ноябрь

( до 25.11)

Шаш О.А.

Писарчук Ж.Е.

15.

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

январь

( до 25.01)

Шаш О.А.

Писарчук Ж.Е.

16.

Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

апрель

(до 25.04)

Шаш О.А.

Писарчук Ж.Е.

 

 

 

 

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

 

Название раздела, темы занятий

сроки проведения

Ответственные

исполнители

10-е классы

1.

Здоровье - это жизнь. Как уберечь ребенка от зависимостей?

сентябрь

(до 25.09)

Резанович И.М.

Леонтюк А.А.

2.

Первая любовь в жизни вашего ребенка.

ноябрь

( до 25.11)

 

Резанович И.М.

Леонтюк А.А.

3.

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

январь

( до 25.01)

Резанович И.М.

Леонтюк А.А.

4.

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

апрель

(до 25.04)

Резанович И.М.

Леонтюк А.А.

11 класс

5

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

сентябрь

(до 25.09)

Курилович А.В.

6

Как уберечь ребенка от зависимостей?

ноябрь

( до 25.11)

Курилович А.В.

7

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

январь

( до 25.01)

Курилович А.В.

8

Помощь старшеклассникам в период подготовки к экзаменам и в выборе будущей профессии.

апрель

(до 25.04)

Курилович А.В.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

 

                                        Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
  2. Родительский университет создан для формирования у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
  3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
  1. Создание Родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
  1. Работу  Родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
  1. Общую координацию деятельности Родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе, либо, в случае его отсутствия, директор учреждения образования.

Цели,  задачи и направления деятельности   

        Родительского университета

  1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей, формирование ответственного, позитивного родительства .
  2. Задачи:

формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;

  • расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
  • формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;
  • овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;
  • развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
  • актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
  1. Основные направления деятельности Родительского университета:

-  организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-  правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-   психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-    гражданское: о путях развития образования, школы.

- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

-  научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-   расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

-  организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

-    построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

-    трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-    взаимодействие с другими родительскими университетами.

             Организационная структура Родительского университета

 10. Организация образовательного процесса в университете осуществляется 1 раз в четверть в рамках классных родительских собраний.

  1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
  • для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;
  • для родителей учащихся V-IX   классов – «Мой ребёнок – подросток»;
  • для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».
  1. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
  2. Тематику занятий в университете разрабатывают руководитель УМО классных руководителей, специалисты СППС с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  3. Проведение занятий в университете осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.
  4. К проведению занятий могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности.
  5. Кадровые ресурсы формируются руководством Родительского университета при поддержке директора школы.
  1. Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
  2. При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров.
  3. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.

 

                                     Формы проведения занятий

  1. Традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы,дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологическиетренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителейпо различной тематике, обмен опытом работы и т.д.).
  2. Дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Условия, порядок создания и управление

Родительским университетом

           22 . Условия создания Родительского университета:

создается на базе ГУО «Средняя школа №8 г. Бреста имени Героя Беларуси В. Н. Карвата»  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения.

  1. За реализацию проекта «Родительский университет» в каждом классе отвечает классный руководитель.
  2. На официальном интернет-сайте учреждения образования создается раздел (подраздел) «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории;
  3. Координатор Родительского университета:

-  координирует деятельность Родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями; социальными педагогами, педагогами-психологами;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

-   ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о

реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

  1. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы Родительского университета.
  1. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана Родительского университета.
  1.   Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работы, либо иной нормативный  правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

                       Структура родительского университета

  1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
  1. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

                                               Документация

  1. Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения образования;
  1.  Положение о родительском университете;
  2.  план работы на учебный год;
  3. методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

Порядок внесения изменений и (или) дополнений

в Положение

  1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

 

 

 

 

свернуть